Несмотря на летние каникулы, родителям школьников не дают расслабиться: в СМИ регулярно появляются новости о грядущих изменениях системы образования. В начале лета 2020 года появилось сообщение об экспериментах с цифровизацией российской школы. Означает ли это постепенный переход на дистанционное обучение и чем «Цифра» грозит ученикам, их родителям и учителям?
?? Национальный проект «Образование». Законодательное регулирование
Национальный проект «Образование» утвержден в 2018 году Указом Президента №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ». Он рассчитан на 2019-2024 годы. Приоритетной целью проекта выступает повышение конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в десятку лидеров по качеству образования.
Предполагается, что нацпроект будет успешно реализован при достижении ряда целевых ориентиров. Так, Россия должна подняться с 17 на 10 место в мире по присутствию вузов в мировом ТОПе-500; охват детей 5-18 лет дополнительным образованием должен составить 80%; численность волонтеров и общественников среди учащихся должна достигнуть 8,8 млн человек.
Структурно нацпроект «Образование» подразделен на 10 федеральных программ, включающих в свой состав:
- проект «Современная школа»;
- «Успех каждого ребенка»;
- «Социальная активность»;
- «Поддержка семей с детьми»;
- «Цифровая образовательная среда» (именно по данной программе предполагается цифровизация школ);
- «Молодые профессионалы»;
- «Учитель будущего»;
- «Новые возможности для каждого»;
- «Экспорт образования»;
- «Социальные лифты для каждого».
В рамках нацпроекта «Образование» планируется не только повысить материально-техническую базу школ, ввести в действие новые учебные учреждения на территории страны и ликвидировать третью смену, но и внедрить цифровую образовательную среду.
? Что такое цифровая образовательная среда
Цифровая образовательная среда – проект, направленный на приобретение в школы дополнительного презентационного и компьютерного оборудования, оснащение учебных заведений камерами видеонаблюдения, автоматизацию управленческих процессов и избавление от бумажной волокиты, а также создание единой образовательной платформы.
Эксперимент по цифровизации образования будет проходить в течение 2000-2022 г. Его участниками станут Минпросвещения, Минкомсвязь, российские регионы, ученики и их родители, школы, потребители и поставщики контента образовательных сервисов.
Заменится ли очное обучение дистанционным
В период распространения коронавируса российские школы экстренно перешли на работу в дистанционный формат и проработали так около 3 месяцев. Родители, которым фактически пришлось занять место учителей для своих детей, стойко выдержали вынужденный эксперимент. Но теперь многие опасаются, что дистанционная форма образования станет стандартной практикой для школ, и ученики так и не вернутся за парты в сентябре 2020 года.
По той причине, что новость о цифровизации школ родителями была воспринята крайне негативно, как очередной шаг по замене очного образования дистанционным, в Минпросвещения поспешили выступить с разъяснениями. Министр С. Кравцов заверил родителей, что речь идет не о замене одного вида обучения другим, а о дополнении образовательного процесса элементами цифровых программ. В планах Минпросвещения начать учебный год традиционно за партами с 1 сентября.
В министерстве также подчеркнули, что распространяемые в родительских чатах сведения о переходе школ в режим онлайн-обучения не соответствует действительности.
Цели и задачи цифровизации
«Цифровая образовательная среда» (ЦОС) — это проект, рассчитанный до 2024 года, призванный повысить доступность образования и его качество. Подобные проекты уже реализуются в других странах.
В рамках проекта ЦОС предполагается:
- оснащение школ высокоскоростным интернетом со скоростью не менее 100 Мб/сек для больших городов и 50 – для сельской местности (может быть актуально для учеников, имеющих проблемы с доступом к сети или гаджетам из дома);
- обеспечение учебных организаций современным оборудованием;
- реализация платформы с обучающим материалом: ученики получат доступ к электронной библиотеке, образовательным ресурсам для расширения знаний по разным предметам;
- внедрение сервисов, расширяющие интерактивность (в частности, видеотрансляций лучших уроков);
- создание цифрового портфолио с результатами участия в конкурсах и олимпиадах, освоения пройденных онлайн-курсов;
- создание сети центров цифрового образования, которая задействует 136 тыс. детей;
- интеграция с городскими сервисами: в частности, системой «Проход-питание» и электронным дневником.
Дети и родители получат доступ к углубленным образовательным программам по интересующим их предметам. Ученики, которые часто или длительно болеют, не имеют возможности посещать школу по иным причинам (например, занимающиеся спортом), смогут просматривать уроки в удобное время. Школьники получат навыки работы в цифровом пространстве, их обучат обработке и анализу данных, а также программированию, они смогут создавать оцифрованные проекты для будущей профессии.
Учащиеся из небольших городов с ограниченным выбором кружков и секций приобретут возможности для дополнительного образования.
Несмотря на очевидные преимущества, цифровизация образования вызвала и волну критики со стороны экспертов. Противники предполагают, что дистанционное образование может привести к значительному расслоению качества образования по социальным группам. Общество разделят на тех, кто может позволить себе качественное образование в школе, и тех, кому придется обучаться дистанционно.
Результаты исследования по эффективности внедрения цифровых платформ в мире неоднозначные. Например:
- Эксперимент в Чили показал, что внедрение цифровых сервисов позитивно сказывается на личностных качествах учеников (развивают лидерство и коммуникативные навыки), но бесполезны в предметных знаниях.
- Американские исследователи пришли к выводу, что онлайн-сервисы повышают математическую и естественно-научную грамотность учеников, но затраты на их внедрение столь велики, что они себя не оправдывают.
- По мнению китайских ученых, цифровые сервисы при изучении иностранных языков показывают эффективность только при условии их интеграции в учебную программу (как дополнение). Другие исследования продемонстрировали эффективность дистанционного обучения для мальчиков и обратный эффект – для девочек.
- В России также проводили подобный анализ. Он показал, что отличники и хорошисты сохранили уровень знаний после использования Яндекс.Учебника, а троечникам удалось подтянуть знания по математике, тогда как успеваемость по русскому не изменились.
Как получить компьютер ученику из малообеспеченной семьиПодробнееУчебный год 2020: как изменил сферу образования COVID-19Смотреть
Регионы, где пройдет эксперимент
Возможности школьной цифровизации первоначально планируется распространить на 14 пилотных регионов. Это:
- Алтайский край.
- Московская обл.
- Астраханская обл.
- Калининградская обл.
- Новосибирская обл.
- Калужская обл.
- Кемеровская обл. – Кузбасс.
- Нижегородская обл.
- Новгородская обл.
- Пермский край.
- Челябинская обл.
- Сахалинская обл.
- Тюменская обл.
- ЯНАО.
Поэтапное внедрение ЦОС по регионам позволит доработать проект с учетом пожеланий родителей, учеников и учителей. Эксперимент продлится до конца 2022 года.
Что такое навигатор дополнительного образования и зачем он нужен родителям детей от 5 до 18 летПодробнееМожет ли видеонаблюдение в школе быть инструментом контроля за школьникамиСмотреть
? Цифровая образовательная среда для педагогов
Для учителей цифровизация образования должна способствовать снижению бумажной работы и даст возможность сконцентрироваться на основной задаче по обучению школьников. Преимуществами ЦОС для педагогов станут:
- Снижение административной нагрузки и увеличение времени на подготовку, работу с детьми и пр. Для этого будет создан проект «Цифровая школа», позволяющий интегрировать электронные журналы и дневники.
- Возможность получения дополнительного образования и повышения профессионального уровня.
Минпросвещения разработал ресурс, который собрал лучшие образовательные программы и курсы повышения квалификации. Он именуется «Цифровой образовательной средой ДПО» (ДПО – дополнительное профессиональное образование). Ресурс начал работать с января 2020 года.
Перейти на сайт «Цифровая образовательная среда ДПО».
Здесь учитель сможет подобрать подходящий курс повышения квалификации и пройти его, не выходя из дома.
Как пользоваться ресурсом
Для входа в личный кабинет необходимо ввести логин и пароль в форму:
Регистрация на портале не предусмотрена: логин и пароль для входа учителю должны выдать в учебном заведении. Для пользования порталом необязательно входить в личный кабинет. Но если лицо хотело бы пройти электронные курсы и получить сертификат, то ему придется авторизоваться.
Официальными целями проекта ДПО стали формирование:
- цифровой инфраструктуры образования;
- единой базы программ для повышения квалификации.
Хотя в период карантина по коронавирусу появилось множество сервисов для дополнительного образования, но сегодня они никак не связаны друг с другом. Учителям бывает сложно подобрать подходящую программу, освоить интерфейс каждой программы и пр. Новая система объединит несколько сервисов, определит единый материально-технический стандарт к программе и пр.
Также многие образовательные сервисы базируются на зарубежных серверах. А, согласно п. 5 ст. 18 ФЗ-152 «О персональных данных», не допускается хранение и обработка персональных данных учеников и учителей на серверах, расположенных за пределами РФ. Поэтому фактически учителя лишены возможности пользования такими ресурсами. В любой момент образовательная программа может закрыться и прекратить поддержку своих клиентов, а ресурс от Минпросвещения более стабилен и будет продолжать работу.
Пока выбор электронных курсов на портале достаточно скромный. Среди них: цифровая среда, робототехника, информатика, дефектология, астрономия и пр. Каждый курс состоит из теоретической (текстовые документы, презентации и пр.) и практической частей (тестирование и пр.).
На портале все ресурсы действуют по принципу единого окна. Он обеспечивает навигацию по программам и курсам повышения квалификации, прошедших профессиональную экспертизу. Учитель сможет подобрать программу, которая обеспечивает профессиональное продвижение. Для этого он указывает ключевое слово, автора курса и прочие характеристики и нажимает кнопку «Применить».
Обучение будет бесплатным. Что касается того, обязаны ли учителя пользоваться порталом и проходить курсы, то это вопрос дискуссионный. Так, согласно ст. 47 ФЗ-273 «Об образовании», педработники осуществляют свою деятельность с высоким профессионализмом. Для этом им дается право на дополнительное образование не реже раза в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 ФЗ-273 «Об образовании»).
С одной стороны, прохождение профессиональной переподготовки является правом учителя, с другой – согласно п. 7 ч. 1 ст. 48 ФЗ-273 «Об образовании», работники обязаны регулярно повышать профессиональный уровень. Исходя из этого, можно сделать вывод, что не реже раза в три года педагог проходит очередное обучение для подтверждения его профессионального уровня, и портал ДПО для этого подходит.
Каковы условия участия в программе «Земский учитель»ПодробнееПрограмма «Земский доктор»: условия участияСмотреть
? Преимущества и недостатки цифровизации
Преимуществами цифровизации в российских школах станут:
- Уменьшение нагрузки на родителей при подготовке к урокам с детьми и обеспечении контроля за успеваемостью.
- Возможность сделать образование более индивидуальным: ученики сами смогут выбрать степень сложности программы и курсы, на которые стоит сделать упор.
- Учитель сможет применять во время урока современные образовательные платформы, созданные с использованием 3Д, видео, спецэффектов или анимации, что повысит интерес ребенка к школьной программе.
- Возможность не отставать от других учеников для часто болеющих школьников и выступающих спортсменов.
- Традиционные преимущества дистанционного образования: возможность экономии времени на дорогу до школы, обучения в комфортной домашней обстановке.
В качестве недостатков внедрения цифровой образовательной среды будут выступать:
- Возможность снижения качества образования за счет перехода на дистанционное освоение ряда программ.
- Большие затраты на цифровизацию, направляемые из федерального бюджета (почти 80 млрд р.).
- Дополнительная нагрузка на родителей школьников при увеличении доли предметов, которые осваиваются дистанционно.
- Для использования онлайн-сервисов потребуются дополнительные финансовые затраты от родителей: как минимум на высокоскоростной интернет и персональный компьютер.
⭐ Вместо вывода
Цифровизация образования позволит дополнить традиционные технологии обучения инновационными методами:
- Учителей она избавит от бумажной волокиты и отчетности.
- Ученики и родители получат доступ к образовательным сервисам и смогут подстраивать учебную программу под свои цели.
- Школы оснастят современным компьютерным оборудованием.
- Болеющие и отсутствующие ученики смогут просматривать пропущенные уроки.
- Родители смогут в режиме реального времени получать сведения о том, где находится ребенок в текущий момент, и каковы его результаты.
Высшее образование в долг: когда лучше взять образовательный кредит, а когда – потребительскийЧитатьПомощь безработным родителям в 2020 году. Какие выплаты положеныПодробнее
❓ Часто задаваемые вопросы
Цифровая образовательная среда – это дополнение к традиционному обучению или его замена?
ЦОС дополнит традиционное обучение в классах и не заменит реальное взаимодействие учителей с учениками.
Поясните кратко, что изменится для учеников и родителей?
Кардинальных изменений не предполагается. Многие направления цифровизации обучения применяются и сегодня: в Российской электронной школе можно просматривать видеоуроки и делать упражнения в режиме онлайн, в Яндекс.Учебнике допускается подобрать индивидуальные задачи ученикам и автоматически их проверить, электронные дневники и журналы ведут учет успеваемости учеников и позволяют родителям оперативно отслеживать оценки.
Могу я отказаться от эксперимента даже в том случае, если наша школа попала в него?
Никто не вправе заставить родителей учеников использовать цифровые сервисы вопреки их воле. На применение в образовательном процессе сервисов школа получает разрешение от учеников и родителей, поэтому последние могут отказаться от участия в эксперименте. Но дети могут отстать от других учеников, пользующихся цифровой платформой.
Дистанционное образование и цифровая образовательная среда – это одно и то же?
Нет. Возможность получения дополнительных знаний дистанционно – лишь одно из направлений цифровой образовательной среды.
Оставят ли в новом учебном году дистанционный режим образования?
Эксперимент по цифровизации не означает переход на дистанционное образование. Школы планируют открыть 1 сентября, но все зависит от эпидеомиологической обстановки в регионе.
В центре внимания , Дети , Жизнь продолжается , Мамам , Москвичу , Проект 2020. Новые законы и последние изменения , Технологии
Поделитесь с друзьями в соц.сетях
Еще полезные публикации:
- Чьим доходом считаются алименты: матери или ребенка
- Какие выплаты полагаются супружеским парам, отмечающим юбилей совместной жизни
- Как мы регистрировали брак по интернету. В ЗАГС пришли только за свидетельством
- Ребенок в качестве свидетеля. Как по закону проходит допрос
- Государственная поддержка материнства и детства в 2019 году