Закон «О защите прав потребителя», Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55 определяют отношения покупателя и продавца.
Согласно ст. 25 ЗОЗПП, п. 26 Общих положений Постановления Правительства за номером 55, любую качественную покупку можно вернуть в торговую точку, если она:
- не подошла по внешним характеристикам;
- прошло менее 14 дней с момента приобретения;
- не была в употреблении;
- не изменила первоначальный вид и свойства;
- не относится к изделиям, запрещённым к возврату.
Этот вопрос спорный, если речь идет о подушке, в том числе ортопедической. По этому вопросу существуют разные мнения, поэтому, как правило, все решается индивидуально. Например, в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату, входят швейные и трикотажные бельевые изделия.
По ГОСТу Р 54393-2011 подушка относится к швейным товарам, но не к бельевым и не к категории постельного белья. Её возвращают в магазин на обычных основаниях.
Ортопедическую подушку можно отнести к предметам для оздоровления и профилактики заболеваний в домашней обстановке, которые нельзя вернуть (п. 1 Общих положений Постановления №55).
Обмен или возврат подушки надлежащего качества
В соответствии со ст. 25 ЗОЗПП, продавец обязан обменять подушку надлежащего качества на аналогичную при выполнении условий (п. 26 Общих положений Постановления №55):
- покупка не подошла по внешним признакам;
- прошло менее двух недель со дня приобретения без дня покупки;
- отсутствуют следы использования;
- сохранён первоначальный вид и свойства;
- имеется чек или квитанция, подтверждающие покупку, при отсутствии – показания свидетеля либо иные доказательства покупки.
Если подходящий товар для обмена невозможно подобрать, то продавец обязан вернуть деньги в течение трех дней.
Продавец обязан информировать о товаре (п. 11 Общих положений Постановления №55). Подушку не всегда можно вернуть или обменять в силу разных причин, поэтому потребитель имеет право на возврат или компенсацию убытков, полученных в результате недостоверной или неполной информации о покупке (ст. 10, 12, 18 ЗОПП). Также допустимо требовать компенсацию за моральный ущерб (ст. 15 ЗОЗПП).
В соответствии с требованием ст. 25 ЗОЗПП, непродовольственный товар надлежащего качества обменивается только в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки. Подушка не возвращается и не обменивается после двух недель со дня приобретения.
Как вернуть изделие ненадлежащего качества
Бракованный товар можно вернуть в магазин при соблюдении условий (согласно п. 26 Общих положений Постановления №55):
- в течение гарантийного срока или срока годности изделия, а в случае отсутствия таковых — в течение двух лет со дня покупки, если иное не предусмотрено законом или договором;
- изделие ненадлежащего качества нельзя использовать по назначению;
- сохранён первоначальный вид изделия;
- подушка без признаков использования;
- брак не по вине покупателя.
Если возвращается бракованный товар, потребитель имеет право:
- получить полную стоимость;
- обменять на качественное изделие (ст. 21 ЗОЗПП).
Деньги вернут в течение 10 дней с момента предъявления требований.
Порядок возврата
Для решения вопроса достаточно обратиться к продавцу с устной претензией. Если проблема осталась — необходимо написать претензию, в которой должны содержаться следующие сведения:
- название магазина и его реквизиты;
- личные данные и контакты заявителя;
- причина возврата из перечня;
- требование заявителя.
Образцы документов для скачивания:
- Заявление от покупателя с просьбой обменять товар на аналогичный.
- Заявление от покупателя на возврат денежных средств за товар.
- Претензия на возврат товара надлежащего качества или ненадлежащего качества.
При отсутствии подходящего товара для обмена можно расторгнуть соглашение о сделке и потребовать денежную компенсацию (ст. 16 ЗОЗПП).
Заявление составляется в 2 экземплярах. К заявлению прикладываются:
- квитанция или чек, подтверждающие оплату подушки; можно приложить свидетельские показания;
- документ, удостоверяющий личность;
- решение эксперта (если проводилась экспертиза).
Деньги вернут в течение 10 дней после написания заявления.
Если отказывают в возврате и обмене
При отказе в возврате (обмене) товара в течение 14 дней со дня покупки необходимо написать претензию, в которой указываются данные продавца и заявителя, вид брака.
Ответить на претензию продавец должен в течение 10 дней. Если ответа не последовало, допустимо обращение в общество защиты прав потребителей, Роспотребнадзор. Последняя инстанция для жалобы – суд.
Для написания претензии можно также воспользоваться образцом, приведенным выше.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях
Еще полезные публикации:
- Можно ли вернуть купленную краску в магазин по Закону "О защите прав потребителей"?
- Какова процедура подачи жалобы на продавца на Алиэкспресс и в каких случаях это возможно?
- Как можно вернуть сумку в магазин после покупки: надлежащего качества и с недостатками?
- Возврат планшета надлежащего и ненадлежащего качества: особенности и порядок процедуры
- Форма КМ-3: акт возврата денежных средств и особенности его оформления