В настоящее время существенным образом увеличилось количество юридических лиц, которые были ликвидированы Федеральной налоговой службой по причине отсутствия каких-либо действий, совершаемых таким юридическим лицом, в том числе действий финансового характера. Такое право дано Федеральной налоговой службе, как государственному органу, осуществляющему процедуру регистрации юридических лиц.
Правовая основа
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в федеральное корпоративное законодательство, а также в федеральное законодательство о финансовой несостоятельности и банкротстве. Эти изменения были внесены Федеральным законом №488-ФЗ от 28 декабря 2016 года. Данные изменения, в частности, расширили права заинтересованных лиц обращаться в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, которые ранее выступали в качестве выгодоприобретателей юридических лиц, ликвидированных Федеральной налоговой службой ввиду отсутствия юридически значимых действий на протяжении последних полутора лет. Указанным Федеральным законом до этого предела увеличен срок, в течение которого юридическим лицом не должны быть совершены никакие действия, чтобы оно было признано подлежащим принудительной ликвидации.
На основании этих изменений, осуществленных указанным Федеральным законом, стало возможно привлечение к субсидиарной ответственности без проведения процедуры банкротства.
Что такое внебанкротная субсидиарная ответственность и кого можно к ней привлечь
Привлечение к данному виду ответственности осуществляется в тех случаях, когда юридическое лицо было ликвидировано в принудительном порядке на основании соответствующего решения Федеральной налоговой службы после изучения фактического состояния такого юридического лица.
Как правило, такие юридические лица ликвидируются с достаточно большими долгами, в том числе перед кредиторами, а также перед уполномоченными государственными органами (например, перед самой Федеральной налоговой службой). В случае если был установлен такой факт, заинтересованные лица могут направить в адрес арбитражного суда заявление о привлечении учредителя и руководителя организации к субсидиарной ответственности. В данном случае суд примет такое заявление к рассмотрению, так как имеют место долги организации перед заинтересованными лицами, но фактически провести процедуру банкротства невозможно из-за отсутствия организации-должника. Это и называется внебанкротной субсидиарной ответственностью. Взыскания в данном случае будут обращены на бывших выгодоприобретателей, то есть на бывших учредителей юридического лица, а также на бывших руководителей. Данная мера может быть принята в отношении только обществ с ограниченной ответственностью, так как право Федеральной налоговой службы на принудительную ликвидацию зафиксировано только в отношении этого вида юридических лиц.
Федеральной налоговой службе запрещено проводить процедуру принудительной ликвидации юридического лица, если была получена информация о проведении процедуры банкротства в отношении такого юридического лица либо о приостановлении такой процедуры на определенный срок (до шести месяцев). В соответствии с этими правилами и привлечение к внебанкротной субсидиарной ответственности становится невозможным.
Если говорить о конкретном перечне лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности без проведения процедуры банкротства, то к этому перечню относятся:
- руководитель организации, принимавший решения по функционированию юридического лица, в том числе при котором было принято решение о прекращении каких-либо действий юридического и финансового характера, подтверждающих существование такого юридического лица;
- члены коллегиального органа управления юридического лица, которые принимали непосредственное участие в действии организации и оказывали влияние на принимаемые решения в рамках организации;
- учредители или иные выгодоприобретатели, которые при функционировании юридического лица получали свои дивиденды, но при первых признаках убыточности приняли решение о полной заморозке организации, с юридической и финансовой точек зрения;
- иные лица, в том числе не имеющие фактической связи с конкретным юридическим лицом, но в отношении которого установлен факт получения выгоды от оставления организации в состоянии с долгами и юридического и финансового бездействия, если будет доказано, что такие лица обладали влиянием на принимаемые в организации решения.
Основания и условия
Перечень оснований, по которым происходит привлечение к субсидиарной ответственности, если не было проведения процедуры банкротства, отличается от аналогичной ответственности при банкротстве и включает следующие случаи:
- отсутствие возможности проведения полного расчета с имеющимися кредиторами по причине того, что было осуществлено какое-либо юридически или финансово значимое действие, в результате которого кредитору был причинен существенный ущерб;
- после того как в адрес контролирующего должника лица или самой организации-должника были установлены и применены различные предусмотренные законодательством меры ответственности, возникло более пятидесяти процентов требований кредиторов третьей очереди, которые подлежат обязательному удовлетворению в соответствии с положениями действующего федерального законодательства о банкротстве;
- в ходе рассмотрения фактического состояния ликвидированного в принудительном порядке юридического лица было установлено, что прекращению финансово-хозяйственной и юридической деятельности предшествовали обстоятельства, демонстрирующие финансовую несостоятельность организации, однако, уполномоченными на то лицами не были поданы документы о признании организации банкротом в судебном порядке по собственному ходатайству;
- на момент прекращения деятельности юридического лица отсутствовали документы финансовой и бухгалтерской отчетности, что сделало невозможным проведение процедуры банкротства.
Другие основания для признания правомерным привлечений к внебанкротной субсидиарной ответственности рассматривает суд в ходе специального заседания и принимает решение по каждому конкретному случаю.
Порядок привлечения и необходимые документы
Привлечение к внебанкротной субсидиарной ответственности в части порядка действий имеет некоторые отличия, а именно:
- сначала необходимо установить, в каком финансовом состоянии было ликвидировано юридическое лицо, и имелись ли у него задолженности, которые можно погасить только таким способом;
- если установлен факт наличия задолженностей перед кредиторами и уполномоченными государственными органами, заинтересованные лица устанавливают перечень контролирующих должника лиц, которых можно привлечь к субсидиарной ответственности;
- после того как такой круг установлен, в арбитражный суд направляется исковое заявление о привлечении к ответственности тех лиц, которые перечислены в тексте данного документа;
- в этом же документе устанавливается тот размер ответственности, к которому необходимо привлечь указанных лиц. Размер такой ответственности устанавливается на основании размера ущерба, причиненного кредиторам и уполномоченным государственным органам;
- суд рассматривает поданное заявление совместно с прилагаемыми документами и выносит свое решение по поднятому в документе вопросу.
Не всегда решение суда является положительным, и указанные в заявлении лица привлекаются к субсидиарной ответственности – нередки случаи, когда суд либо отказывает в привлечении к ответственности, либо не принимает исковое заявление (например, если пропущен без уважительной причины срок исковой давности, составляющий три года).
Для того чтобы дело было рассмотрено судом в полном объеме, необходимо к исковому документу предоставить также:
- документы, подтверждающие факт того, что именно привлекаемые к субсидиарной ответственности лица несут ответственность за то положение ликвидированного принудительно юридического лица, в котором и произошла процедура ликвидации (например, приказы об осуществлении сделок в конкретном ключе, если такие сделки повлекли создание угрозы финансовому положению юридического лица и реализацию таковой);
- свидетельские показания лиц, которые могут предоставить достоверную информацию о положении дел в организации на момент ее ликвидации;
- документы финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетностей, запрошенные из архивов уполномоченных органов, где имеется отражение фактического состояния организации на момент принудительной ликвидации, а также позволяющие доказать, что состояние с долгами в момент ликвидации организации было допущено на основании действий лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности;
- заключения экспертов, привлеченных для анализа положения организации, в том числе если такие эксперты были приглашены для участия в процессе непосредственно судом или заинтересованными в рассмотрении дела лицами.
Иные документы суд истребует самостоятельно в случае возникновения такой необходимости.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях
Еще полезные публикации:
- Когда наступает субсидиарная ответственность лица, контролирующего должника, и кто относится к таким лицам?
- Кто может инициировать принудительную ликвидацию юрлица? Каковы основания и условия для этого?
- Основания для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности
- Можно ли ликвидировать ООО с долгами, какие способы для этого существуют и в чем их особенности?
- Какие сведения содержит отчет конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства?